суббота, 23 апреля 2016 г.

Песах - праздник жизни и весны

Одним из наиболее почитаемых еврейским народом праздников считается Песах (иудейская Пасха), который позиционируется торжеством свободы и весны и символизирует собой исход из Египта.
Песах 2016. Особенности, история праздника песах


Именно в 14 день нисана Моисей вывел оттуда израильтян после страшной ночи, ознаменованной убийством всех младенцев, кроме еврейских. Их эта страшная кара миновала по ряду причин, неспроста в переводе с иврита Песах обозначает «обойти, пройти мимо». Отмечается он в Израиле по традиции семь дней (в 2016 году – с 22.04 по 30.04)



Кульминационным моментом праздника Песах является седер (пасхальный вечер). И как только последний солнечный луч исчезнет за горизонтом, каждый еврей должен обязательно прочесть Хаггаду, в которой подробно рассказывается об исходе из Египта, а затем приступить к торжественной трапезе.



В процессе еды следует доливать вино в бокалы десять раз, что соответствует десяти египетским бедствиям. По окончании застолья дети стараются украсть со стола последний кусочек мацы, чтобы потом обменять его на причитающиеся за это подарки.


Праздник Песах имеет свои традиции и обычаи, которые накапливались и соблюдались из века в век, о них и пойдет речь. Задолго до начала хозяйки начинают собирать «меот хиттим» - средства на муку для приготовления мацы, которую впоследствии раздают бедным и малоимущим.


Следует несколько слов сказать и о бездрожжевых пресных лепешках – маце. Существует поверье, что это единственная пища, которую успели взять с собой евреи при спешном бегстве из Египта, поэтому для каждого иудея она священна. В течение всех дней празднования Песаха ни в коем случае нельзя употреблять в пищу любой хлеб из зерновых, приготовленный на закваске, так называемый хамец.


Его место на этот период заслуженно занимает маца. Многие педантичные хозяйки, трепетно чтящие традиции, избавляют свое жилье от любого присутствия хамца, убирая малейшие намеки на его следы.

В некоторых семьях предусмотрен даже отдельный набор посуды исключительно для торжественной трапезы. Ашкеназы в эти дни также отказываются от риса и любых бобовых.


Первые два дня праздника и ночь между ними, носящие название «Йом-Тов», особо почитаемы и обладают какой-то необычайно светлой энергетикой. В синагогах именно в это период читают псалмы Халлел, воспевают росу и приносят искреннюю благодарность Господу.


В последний день праздника Песах, который ассоциируется у верующих с переправой иудеев через Красное море, в храмах читают Хазкарат Нешамот. Также считается доброй традицией выходить к реке и декламировать отрывки из Торы.


На праздничном столе в каждом доме должно обязательно стоять общее блюдо «Кеарат Лель ха Седер», разделенное на шесть частей, каждую из которых даже специально подписывают. Что же на нем присутствует? В секторе под названием Мрор (горький) обычно находится какая-нибудь горьковатая травка, которая символизирует горькую жизнь иудеев в Египте. Чаще всего это обычный лист цикория.


Далее идет Харосет (глина), его готовят из граната, финика, яблока, инжира и миндаля. Именно эти составляющие упоминаются в Песне Песней Соломона. Что означает эта сладкая смесь? Как ни странно – это напоминание евреям о том, как они занимались строительством, возводя Рамсес и Питом в Египте. Мрор нужно вкушать, предварительно окунув его в Харосет.


Следующим в списке стоит Карпас (сельдерей), который можно есть только политым соленой водой – символ скудной пищи, омытой слезами, которую ели иудеи в рабстве. В секторе Зроа (рука) в идеале должно находиться баранье плечо, но современные правила позволяют укладывать туда любое жаркое или куриные крылышки. Это знак жертвенного агнца.


А вот Хазерет (хрен) имеет то же самое значение, что и Мрор, дескать, настолько хреновая жизнь была у евреев в Египте! Завершает круг Бейца (яйца) – это так называемая Праздничная жертва (Курбан Хагига), которая напоминает всем, сидящим за столом, о разрушении храма.


Как уже упоминалось выше, доливать вино в бокалы нужно было десять раз, но выпить следовало ровно четыре полноценных. Первый выпивается полностью и залпом, по той простой причине, что он призывает к благословению. Второй пригубляется перед прочтением «Агадат Песах» (Пасхальной легенды), которое иногда затягивается на многие часы.


В процессе нужно детям, сидящим за столом, несколько раз задавать вопрос: «Что же изменилось этой ночью?» Это делается для того, чтобы взбодрить малышей и не дать им уснуть. После окончания праздничной трапезы, но перед благословением Посланной пищи («Биркат ха Мазон») выпивается третий бокал. Четвертый же завершает обряд – его наливают, вознося хвалу Всевышнему, после чего сразу же выпивают.


Праздник Песах считается семейным торжеством, поэтому желательно отмечать его в теплом кругу дорогих и близких людей. А поскольку он олицетворяет собой весну, возрождение и жизнерадостность, после сытного обеда не помешает выйти на улицу и насладиться видом просыпающейся природы.


В старом городе Иерусалима